Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Ларец сказок Пушкина»


Педагогами дошкольного учреждения совместно с коллегами МБДОУ № 20 «Капитошка» г. Симферополя разработана и изготовлена дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Ларец сказок Пушкина», которая представлена на выстаке в рамках ежегодной августовской педагогической конференции.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста
ЛАРЕЦ  СКАЗОК  ПУШКИНА

(Методические рекомендации к дидактической игре)
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта А.С. Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Ещё не научившись читать, мы начинаем знакомиться с его прекрасными сказками. Сказки А.С. Пушкина – это те произведения для детей, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии и русской национальной культуре, они открывают маленькому слушателю, огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
 
Цель:
Формирование речи через воспитание чувства красоты, любознательности, храбрости и верности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны.
 
Задачи:
1.     Воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну, прививать любовь к родному слову. Воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А.С. Пушкина.
2.     Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память. Создать эмоционально-благоприятную обстановку во время игры. Развитие у детей сотрудничества, взаимопомощи при решении поставленных задач.
3.     Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос. Учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь образными выражениями по теме, уточнить значение устаревших слов. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.
 
 

1 вариант игры.
Задание «Назови сказку правильно»

Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
 Воспитатель показывает 2 иллюстрации из сказок и загадывает загадки.
А) Там — синее море
И берег пологий.
Старик вышел к морю,
Чтоб невод забросить.
Теперь мы читателя
Нашего спросим,
Кого он поймает,
И, что он попросит? (Сказка о рыбаке и рыбке)
Б) Немало сказок интересных
    Поведать может кот ученый.
    Так назовите же то место, 
    Где с цепью дуб растет зеленый?  (У Лукоморья дуб зеленый)
 
 

  2 вариант игры.
  Задание « Из какой сказки отрывок»

А) Воспитатель читает отрывки , а дети называют сказку.
 
Б) 2-3 воспитанника рассказывают отрывки из сказок, остальные их отгадывают
 
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке)
 
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит. (У Лукоморья дуб зеленый)
 

 3 вариант игры.
 Задание «Доскажи словечко»

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных ....( зверей)
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот…. (учёный)
 
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух..., там Русью….. (пахнет!)
 
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое … (корыто)
 
Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать….. (золотую рыбку)
 
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно,….. (старче?")
 
 

  4 вариант игры.
  Задание «Угадай- ка из какой сказки предмет?»

Воспитанникам предстоит достать из «Чудесного ларца» любую вещь, и назвать из какой она сказки.
Разбитое корыто, рыбка , невод, старик, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Русалка, кот, волк, Кащей, Баба Яга, леший («У Лукоморья дуб зеленый»)
 
 

5 вариант игры.
Задание «Собери пазл»

Дети разбиваются на команды, собирают пазлы с иллюстрациями сказок, называют изображенных персонажей и название сказки. («Сказка о рыбаке и рыбке», «У Лукоморья дуб зеленый»)
 
 

6 вариант игры.
 Задание «Собери сюжет из сказки»

Дети должны расставить декорации и фигурки героев в соответствии с сюжетом сказки.
 

7 вариант игры.
Задание  «Пересказ отрывка по иллюстрациям к сказке»

Дети достают из ларца иллюстрацию из сказки и рассказывают.
 
 

 8 вариант игры.
 Задание  «Найди картинку с нужным словом»

Воспитатель читает отрывок из сказки, пропуская слово, а дети должны найти среди картинок на доске, картинку с недостающим словом.
 
- Жил старик со своею старухой
У самого синего ... ( картинка моря)
 
Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать ….(картинка золотая рыбка)
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое… (картинка корыто)
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его … (картинка старуха)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью …. (картинка кота) учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без ……(картинка дверь)
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт ….(картинка богатырь)
 
 

 9 вариант игры.
 Задание  «Объяснить смысл слов»

«землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
«ветхая» - старая, покосившаяся.
«невод» - сеть для ловли рыбы.
«корыто» - большая продолговатая посудина для стирки белья и других хозяйственных надобностей, делавшаяся ранее из бревна.
«злато» - золото, изделия из золота, золотые монеты.

10 вариант игры.
 Задание  «Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)

1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Жилище старика и старухи? ( землянка)
3. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
4. Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать столбовой дворянкой, владычицей морскою)
5. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке? («Смилуйся, государыня, рыбка!»)
6. Над чем чахнет Кощей? (над златом)
7. В какое время суток  кот учёный, всё ходит по цепи кругом? (и днём и ночью)
8. Сколько витязей прекрасных, Чредой из вод выходят ясных? (тридцать)
 
 

11 вариант игры.
Задание «Мини-спектакль»

Инсценировка сказки с фигурками.
 
 

12 вариант игры  
Задание «Придумай  сюжет сказки»

Воспитатель предлагает воспитанникам выбрать фигурки различных героев и декорации, воспитанники придумывают свой сюжет сказки.